



Довольно часто родители не могут объяснить ребёнку многие вещи, которые ему нельзя брать, трогать или играть ими. Естественно, не будешь же показывать, насколько опасен нож, остра иголка или вредна приправа. Наглядно такие вещи довольно сложно показать, а в очень маленьком возрасте он их просто не понимает.
Подрастая, ребёнок получает большую степень свободы, начинает самостоятельно понимать, что можно делать или брать, а что нет. Но, и в данной ситуации, может быть тяжело для родителей объяснить смысл слова «нельзя», ведь именно запретные области, предметы или знания наиболее притягательны.
Итак, как научить ребенка слову нельзя и, какие действия могут привести к обратному эффекту? Существует ошибочное мнение, что само слово «нельзя» для родителей может стать этакой «палочкой-выручалочкой». Однако, на самом деле, происходит обратный эффект и, слишком частое использование слова «нельзя», приводит лишь к ухудшению ситуации. Таким образом, чтобы действительно надеяться на послушание ребёнка и знать, что он не будет делать тех вещей, которые нельзя делать, необходимо, чтобы их было не слишком много.
Однако, даже небольшое количество запретов, не позволит быть полностью уверенным в данном положении. Особенно, если в одно время (как часто бывает) , что-то нельзя, а в другое уже можно (зависимость от настроения родителей и поведения ребёнка) . На такие запреты он не будет реагировать или попросту начнёт их игнорировать. Следовательно, чтобы слово «нельзя» действовало, оно должно быть постоянным.
Когда родители решают, как объяснить ребенку, что нельзя трогать, а что можно, они не всегда объясняют причину.
Ещё один нюанс, когда один из родителей разрешает что-то, а второй запрещает. Такая ситуация наиболее часта во многих семьях, но в корне неверна в отношении воспитания запретов в ребёнке и следовании указаний о том, что брать или делать нельзя. Естественно, крутить плиту, брать ножи или подобные опасные предметы не разрешат оба родителя, а вот прогулки, сладкое или подобные вещи могут разниться в решениях. Следовательно, необходима согласованность в действиях, в крайнем случае, нужно объяснить своему ребёнку, что получение чего-либо должно подтверждаться разрешением от обоих родителей.
Если и после всех уговоров, пояснений и прочего ребенок не понимает слово нельзя и всё равно действует наперекор, то нужно боле полно остановиться на данном вопросе и поговорить с ним уже более серьезно. При этом следует сделать упор на том, что данные вещи могут быть для него опасны, что они приведут к травме или даже смерти если он будет продолжать делать так как нельзя.
Ещё одним нюансом при воспитании ребёнка и запретов на определённые действия или предметы здесь является сам тон и интонация, с которой поясняется причина того, что «нельзя». Родители не должны кричать на ребёнка или просто повышать голос, страх перед наказанием не будет самым лучшим стимулом, так как в данном случае ребёнок может захотеть сделать наперекор.
Спокойный и взвешенный тон, наглядные примеры и подобное помогут наиболее качественно объяснить малышу, что данная вещь опасна или хрупка, следовательно, играть с ней «нельзя». Естественно, помимо криков и угроз нельзя ребёнка бить за то, что он нарушает запрет.
Лучше будет всё тем же спокойным тоном всё объяснить, что данные его действия могут привести к тяжёлым последствиям и, что нельзя больше такого делать, огорчая родителей. Такое объяснение и слова помогут ребёнку гораздо лучше уяснить и понять, что он делает неправильно, в сравнении с угрозами или наказанием.