Как научить ребенка говорить букву Как научить ребенка говорить букву Как научить ребенка говорить букву Как научить ребенка говорить букву

Проблемы со звукопроизношением у детей в дошкольном возрасте встречаются достаточно часто. За исключением отдельных случаев, когда необходимо вмешательство логопеда, родители могут самостоятельно научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Родителям следует помнить: корректно определить уровень нарушения звукопроизношения может лишь специалист, поэтому к занятиям с ребёнком желательно приступать лишь после консультации с логопедом.

Буква «р» даётся малышам труднее всего, многие из них начинают правильно её выговаривать только к 6 годам. В случае, когда ребёнок в 4 года ещё не освоил произношение этого звука, не стоит впадать в панику. Начинать обучение по выговариванию твёрдого и мягкого звуков «р» стоит тогда, когда ребёнок после 5 лет жизни, самостоятельно не научился это делать.

Первые уроки по коррекции звукопроизношения должны длиться не более 7 минут в день, со временем их продолжительность может быть увеличена до 20 минут. Родителям следует стимулировать интерес ребёнка к обучению, чем сильнее дошкольник стремится заниматься, тем эффективнее будет само занятие. Процесс обучения должен проходить в игровой форме.

Чтобы научить ребёнка говорить букву «р», родителям необходимо на собственном примере показывать выполнение каждого упражнения, объясняя малышу, в каком положении должны находиться его язык, губы и зубы. Задача ребёнка - выполнять каждое упражнение вслед за взрослыми до тех пор, пока он не научится выговаривать звук без посторонней помощи.

Любое занятие следует начинать с артикуляционной гимнастики, которая поможет подготовить органы речи малыша к постановке звукопроизношения. В качестве упражнений можно предложить ребёнку попытаться порычать по-львиному или поцокать кончиком язычка как лошадка. Хорошим упражнением для артикуляции является чистка задней поверхности верхних зубов языком, во время которой ребёнок должен растянуть рот в улыбке и провести язычком по зубам влево-вправо, держа нижнюю челюсть неподвижной.

Во процессе постановки произношения буквы «р» важно научить малыша придавать правильное положение губам и языку. Ребёнку следует растянуть полуоткрытый рот в улыбке, не сжимая зубов. Оставляя рот в таком положении, нужно зафиксировать широкий кончик языка за верхними зубами, не касаясь их. Между языком и деснами должна образоваться щель. Когда язык окажется в правильном положении, можно начинать выполнение упражнений на постановку звука. Пусть малыш подует на кончик языка, произнося звук «з» или резко и громко выдохнет воздух. Во время упражнения будет чётко слышен звук, напоминающий жужжание мухи. Этот звук в логопедии называют фрикативным звуком «р» (без вибрации кончика язычка) . Если ребёнок усилит выдыхаемый поток воздуха и добавит к нему гласные звуки, у него получатся слоги ра, ру, ро, рэ.

Чтобы правильно поставить мягкий звук «р», нужно предложить ребёнку растянуть полуоткрытый рот в улыбке и разомкнуть зубы, затем поднять кончик языка и спрятать его за верхними зубами, не прикасаясь к ним, а переднюю часть спинки язычка продвинуть в глубину рта к альвеолам (холмикам за верхними зубами) . Когда язык будет зафиксирован в нужном положении, пусть малыш громко выдохнет воздух без вибрации кончика язычка.

Очень важно сначала научить малыша выговаривать фрикативный звук «р». Его вибрация должна отрабатываться постепенно, в процессе автоматизации выговора. После того, как ребёнок освоит фрикативное произношение, можно постепенно переходить к автоматизации звука "р" в слогах, словах, играх, предложениях и текстах. В процессе автоматизации фрикативного звука «р» у ребёнка может самостоятельно возникнуть вибрация кончика языка.

Во время упражнений по автоматизации произношения звука "р" родителям следует по несколько раз внятно и громко читать ребёнку сначала слоги (ра, ро, рэ ру, ры) , потом слова (рана, рыба, рот, рука, перо, кенгуру, бобёр, мотор, утро, брат) , а после этого словосочетания и предложения. Малыш должен внимательно слушать и повторять все слова за старшими. Задача взрослых - помочь ребёнку определить место звука «р» в предлагаемых словах (в начале, в середине или в конце) . Для этого, читая, необходимо выделять голосом звук р (р-р-рак, комар-р-р) .

Родителям, которых беспокоит вопрос, как научить ребёнка говорить «р», можно посоветовать играть с малышом в специальные игры, направленные на постановку правильного звукопроизношения.

Игра "Найди звук": взрослый называет слова, выделяя голосом звук «р». Ребёнок должен внимательно слушать и, услышав слово с нужным звуком, захлопать в ладошки и повторить его, тоже выделяя необходимый звук голосом. Для игры можно использовать любые слова. Например: сыр, сын, хор, сор, коса, роса, мотор, моток, метро, метко, паркет, паштет.

Игра "Найди лишний рисунок": на приготовленных заранее рисунках должны быть изображены предметы, в названии которых присутствует буква «р» и один предмет, в названии которого этой буквы нет. Пусть ребёнок, рассматривая рисунки, попробует найти предмет, в котором нет звука "р". Если у малыша не получается отыскать лишний рисунок самостоятельно, следует предложить ему произнести название каждого предмета на рисунке, голосом выделяя букву «р».

Игра-повторялка: ребёнок должен повторять за родителями чистоговорки, проговаривая их тихо и громко, медленно и быстро. Например: "Ра-ра-ра - на дереве кора", "Ро-ро-ро - я нашёл перо", "Ар-ар-ар, ар-ар-ар - загудел комар", «Ре-ре-ре – мы едем на море». Чтобы малышу было интересней заниматься, можно предложить ему самостоятельно сочинить чистоговорки.

Родителям следует знать, что ребёнку для правильной постановки произношения звуков необходимо развитие мелкой моторики рук. Доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики положительно влияют на улучшение звукопроизношения у детей, поэтому целесообразным будет чередовать занятия по постановке звука «р» с рисованием, лепкой, плетением и письмом. Не стоит игнорировать и простую гимнастику для пальчиков.

В качестве материала для упражнений по коррекции звука «р» можно брать скороговорки и любые тексты, в которых преобладает необходимая буква. Малыш должен чётко осознавать, зачем с ним занимаются и почему необходимо уметь произносить все буквы алфавита правильно. В случае, если занятия в домашней обстановке на протяжении месяца не принесут положительного результата, родителям стоит обратиться к помощи логопеда.

Признания читателей: