Стоит ли беспокоиться, если ребенок в 3 года не говорит? Стоит ли беспокоиться, если ребенок в 3 года не говорит? Стоит ли беспокоиться, если ребенок в 3 года не говорит? Стоит ли беспокоиться, если ребенок в 3 года не говорит?

Каждый ребенок развивается индивидуально. Когда малышу около трех годиков, то чадо начинает интересоваться окружающим его миром, спрашивает часто родителей: «Почему идет дождь? », «Почему гром гремит, а его не видно? » и так далее. Поэтому этот этап развития ребенка зачастую называют «почемучкой».

Когда у ребенка начинает развиваться речь, малыш начинает познавать окружающий мир посредством общения, помимо осязания, слуха, зрения и других чувств. С помощью речи ребенок лучше познает окружающий мир. Если раньше малыш, увидев игрушку, брал ее и играл, то теперь кроха начинает задаваться вопросом и спрашивать родителей можно ли взять игрушку, какого она цвета, чья она, большая, или маленькая, может сравнить со своей игрушкой, например по цвету, или чему-либо еще. Становится понятно, что с помощью слова кроха может связывать между собой отдельные слова и фразы. Ребенок, у которого, получается, говорить, начинает объединять между собой похожие явления, так же кроха начинает делать какие-то выводы, сравнивать, различать, искать что-то общее, рассуждать. Кроха начинает все чаще задавать вопросы, такие как: зачем, почему, какой, чей, можно. Например, увидев девочку, играющую в песочнице с игрушками, прежде чем подойти, ребенок спросит у родителей, можно ли подойти, можно ли взять игрушку у девочки, может спросить, где у нее мама и как ее зовут. Ребенок может сказать, что у папы книжка без картинок, в то время как в детских книжках картинки присутствуют.

В три года ребенок должен употреблять в своем словарном запасе в среднем триста-пятьсот слов и уметь выстраивать предложения, состоящие из разных частей речи и предлогов, а не употреблять простые односложные фразы, что, в свою очередь, может говорить о маленьком словарном запасе. По причине того что словарный запас и знания крохи все-таки еще не достаточно велики, ребенок обобщает слова и производит выводы в основном по не существенным, а внешним признакам, которые больше бросаются в глаза.

В трехгодовалом возрасте ребенка, родители могут себе позволить начать управлять поведением малыша с помощью речи, а так же обучать своего кроху различным действиям, например, попросить ребенка снять сначала кофту, а затем уже только штаны, поделиться конфетой с братом.

Речь будет внятной тогда, когда достаточно хорошо сформируется речевой аппарат (гортань, язык, горло, губы и органы артикуляции) , а сформируется он только после второго года жизни. Хоть каждый ребенок и развивается по-разному, но в три года кроха уже понимает, что говорят окружающие и знает, как реагировать на обращение родителей.

Если ребенок в 3 года не говорит, обязательно и как можно скорее нужно разобраться в причинах, иначе, чем дольше чадо не разговаривает, тем тяжелее будет крохе в будущем догонять своих сверстников в развитии, и тем сложнее родителям будет поставить речитатив своему ребенку.

Стоит учесть еще тот факт, что отставание в развитии речи не замеченное и не исправленное вовремя может стать причиной задержки умственного развития и мышления.

Если в 3 года ребенок не говорит, то этому могут сопутствовать причины:

· Задержку в развитии речи у трехгодовалого ребенка могут вызвать какие-либо длительные тяжелые заболевания, приводящие к физическому истощению, а так же заболевания носоглотки и ушей.

· Бывает, что к нарушению в развитии речи приводят заболевания центральной нервной системы, при которых у малыша часто наблюдается общая умственная отсталость.

· Если родители не занимаются ребенком, не уделяют должного внимания, ребенок попросту растет «запущенным». На развитие речи малютки так же может повлиять семейная обстановка.

Если в первых двух случаях развитие ребенка зависит от врачей, то в третьем случае все зависит от родителей. С маленьким ребенком нужно постоянно заниматься, когда ребенок берет в руки игрушку, пусть опишет ее, нужно стараться разговаривать обо всем что окружает кроху, например, кубик маленький, цветной, красивый, яркий, за окном идет дождь, капает дождь, на улице стемнело. Можно во время прогулки поговорить о том, какая машина стоит во дворе или поехала, куда поехала, какая она большая и красивая. Большое внимание стоит уделить употреблению прилагательных и глаголов, ведь благодаря им речь становится более связанной и насыщенной. Так же с помощью восприятия предмета можно выделять его основные признаки, например, кружка – из нее можно пить, из тарелки – есть и так далее.

Никогда нельзя коверкать слова, понимание ребенка от этого явно не улучшится, мало того кроха будет считать, что слова произносимые им не правильно это нормально, ведь родители все равно его понимают. При занятиях с ребенком, да и всегда, нужно четко произносить слова, чтобы ребенок сразу запоминал правильное произношение.

Очень часто проблемы с речью проходят, когда ребенок начинает ходить в детский садик, там кроха начинает общаться с другими детьми, а так же на протяжении всего дня может слышать звучание речи. Для того чтобы взять какую-либо игрушку с полки, ребенку приходится об этом просить воспитателя, да и играть с другими детьми, получая общение, гораздо интереснее чем одному.

Зачастую некоторые родители считают, что когда чадо смотрит по телевизору какие-либо передачи и мультфильмы, то тогда тоже происходит речевое обучение, это очень удобно, ребенок сидит тихо, и родители спокойно своим делом заниматься могут. К сожалению это не так.

Все что говорят на экране, воспринимается ребенком, как шум, что само собой понятно не приносит нужного эффекта в накоплении словарного запаса. Если ребенок проводит половину дня перед телевизором, то наверняка у крохи будет задержка речи.

Признания читателей: